+7
692001, пгт Лучегорск,
1-ый микрорайон 10

«Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных задач в логопедической группе ».


Главная » Каталог статей » Логопедический кабинет

Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Задачи логоритмических занятий:

Коррекционные:
Развивать слуховое, зрительное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса (высоту, динамику, ритм), координацию движений и нормализацию их темпа и ритма.

Образовательные:
Развивать речь, музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
Формировать умственные умения и действия.

Развивающие:
Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию.
Развивать саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитательные:
Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.

Зачастую коррекционная работа, проводимая на логопедических занятиях, охватывает лишь речевую сторону развития ребёнка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.

Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.

На занятиях логоритмики музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

На логоритмических занятиях применяем такие методические приёмы как:

ходьба, бег, танцы;

песни, стихи;

логопедическая гимнастика;

мимические упражнения;

пальчиковые и подвижные игры;

музыкально-речевые игры и движения под музыку;

массаж, релаксация.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое.

На занятиях по логоритмике используем следующие технологии:

здоровьесберегающие:

музыкотерапия;

сказкотерапия;

ароматерапия.

игротерапия;

информационно-компьютерные;

технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Работая с детьми с нарушениями речи разного уровня мы применяем структуру логоритмических занятий:

песенка-приветствие (поднимает настроение, задает позитивный настрой к предстоящей деятельности, способствует воспитанию коммуникативных качеств);

маршировка и ходьба разного вида (укрепляет мышцы, вырабатывает правильную осанку, способствует развитию ориентировки в пространстве);

общеразвивающие упражнения (упражнения на согласование движений и речи, музыки и движений способствуют формированию процесса восприятия и включают в работу оба полушария мозга; снятию мышечной закрепощенности; улучшению физического самочувствия, повышению общительности детей; развитию двигательной активности, координации между движением и речью; развитию воображения, музыкально-творческих способностей; развитию способности к двигательным импровизациям; выразительной передаче игрового образа; развитию пластичности и гибкости движений);

пальчиковая гимнастика (активизирует речевые центры головного мозга; повышает координационные способности пальцев рук; формирует образно-ассоциативное мышление; учит концентрировать внимание и правильно его распределять; соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);

артикуляционная гимнастика (укрепляет мышцы органов артикуляционного аппарата);

игровой массаж (улучшает самочувствие, поднимает настроение детей);

психогимнастика (помогает детям овладеть азбукой выражения эмоций, лучше понять себя и других, дает возможность самовыразиться, снимает психическое напряжение);

подвижная игра (развивает быстроту реакции, внимание, память, воспитывает волевые качества, чувство ответственности, коллективизм);

дыхательная гимнастика (укрепляет физиологическое дыхание (без речи); формирует правильное речевое и певческое дыхание (короткий вдох и долгий выдох); тренирует силу вдоха и выдоха; развивает продолжительный выдох).

В своей работе мы используем упражнения и сценарии логоритмических занятий представленные в методических пособиях автора М.И Картушина. Дополнительно на занятиях используем логоритмические упражнения Н.В. Нищевой, которые полезны для развития у детей мелкой моторики, речи, чёткой ритмичности. Так же применяем голосовые игры, разработанные Сергеем и Екатериной Железновыми «Музыка с мамой».

Занятия по логопедической ритмике проводим один раза в неделю с детьми логопедической группы , их продолжительность составляет 20-25 минут в соответствии с возрастной нормой, материал подбираем с учетом двигательных и речевых возможностей детей. Наиболее благоприятным для занятий является проведение их с использованием магнитофонной записи или музыкального сопровождения.

При проведении логоритмических занятий с детьми с нарушениями речи необходимы учебные задания, связанные с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по расширению словарного запаса детей. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, а частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

В результате такой работы прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением; в умении осваивать движения и речевое сопровождение к ним.

Под влиянием музыкальных игр и упражнений дети с нарушениями речи заметно преображаются , более эмоционально воспринимают музыку, проявляют самостоятельность и инициативность в хороводах, песнях, танцах, импровизации. Они отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличение словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе. Особо успешность работы зависит от ощущения радости, полученной ребенком на занятии.

Список использованной литературы

1.М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. ТЦ Сфера, 2008.

2. Программа Г.А.Волковой. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М.1983

3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009.

5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.


Дата добавления: 21.08.2019
Просмотров: 31
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Телефон доверия
Закон
Статистика
Статистика

Сейчас на сайте: users online

Яндекс.Метрика