+7
692001, пгт Лучегорск,
1-ый микрорайон 10

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Подводный мир реки Бикин»


Главная » Каталог статей » Методическая копилка

Цель: Познакомить детей с речными обитателями реки Бикин; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, изучают природу. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение в бесценности природы, подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Обогащать словарный запас детей.

Эколог, инспектор, браконьеры.

Активизация словаря:

природа, щука, ленок, хариус, сом, сазан, таймень, кета,

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ответ детей: Глобус

Воспитатель: Вы любите путешествовать?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Ребята, отгадайте еще одну загадку

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике, А широкий в море.

Ответ детей: река

Воспитатель: А какая крупная река есть в нашем Пожарском районе?

Ответ детей: Река Бикин

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по подводному миру реки Бикин.

Ответ детей: Да

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас пройти в наш научный батискаф и устроится поудобнее (дети садятся на стулья, размещенные в виде овала и огороженные деталями крупного строительного материала)

Воспитатель: Ребята предлагаю взять с собой нашу коллективную работу, шляпу, украшенную мелкими морскими ракушками. И если вдруг нам повстречается под водой какой- либо сказочный герой ,то мы сможем ему преподнести от нас подарок. И так, начинаем наше путешествие!

Сюрпризный момент. ( Звучит песенка водяного из м/ф «Летучий корабль», появляется Водяной)

Водяной: Зачем это ко мне не званные гости пожаловали?

Воспитатель: Не сердись на нас Водяной, мы с ребятами просто хотели

посмотреть, кто живет в реке Бикин. А для тебя у нас есть сюрприз ( дети дарят водяному шляпу )

Водяной: Вот спасибо! Я таких ракушек ни когда не находил у себя в реке.

Воспитатель: Ребята, а почему Водяной такие ракушки видит в первый раз?

Ответ детей: Потому что они морские, а не речные.

Воспитатель: Не огорчайся Водяной, ведь у тебя здесь тоже много всего интересного есть. Лучше покажи нам свои владения и расскажи ,что знаешь.

Отгадайте вначале мою загадку, течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.

Ответ детей: Река.

Водяной: Верно ребята. А моя река называется Бикин, так назвал её очень давно трудолюбивый удэгейский народ, издавна занимающийся охотой и ловлей рыбы , живущий в этих краях и посей день. Бикин — значит «река». Этими четырьмя буквами выражается не просто река, а река, текущая между гор, река, богатая рыбой. Но есть и другое объяснение. Бикин — это старший брат, а его младшие братья и сестры — многочисленные притоки. Пожалуй, оба объяснения названия реки Бикин верны.

Уникальный мир бассейна реки Бикин долгие годы изучал педагог учёный эколог Борис Константинович Шибнев. Свои наблюдения он описал в своей книге «Живой Бикин. Неравнодушные записки».

А вы знаете дети, чем богата моя река Бикин?

Ответ детей: Рыбой.

: Ребята, давайте расскажем Водяному, что мы знаем о рыбах? Из каких частей состоит тело рыбы? Дети: У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй. Воспитатель: Для чего рыбам жабры? Дети: С их помощью они могут дышать в воде. Воспитатель: Зачем рыбам плавники и хвост? Дети: При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде. Воспитатель: Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем похожи рыбы. Ребята, а теперь очередь Водяного рассказать нам, какие рыбы живут в реке Бикин.

Водяной: В моей реке живут щука, ленок, хариус, сом, сазан, таймень, кета. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из этих рыб и расскажу, чем они отличаются, а для этого предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида рыб,
Игровая задача: найти рыбу по перечисленным признакам.

Ход игры: (На доске висят картинки с изображением рыб, обитающих в реке Бикин). Водяной описывает внешний вид представленных рыб и называет их, задача детей найти картинку подходящую по описанию и произнести её название.

Физкультминутка «Рыбалка».
(Координация речи с движением, развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря.)

Вот плывет большая рыба,
Плавниками шевеля.

Дети ходят по помещению, плавно покачивая опущенными руками, ритмично произнося текст.
 

Чешуя ее сверкает, Останавливаются, шагают на месте.
Словно золотом горя

А глаза ее большие,

Смотрят прямо на червя
 

Соединяют пальцы рук в «бинокль» и подносят его к глазам.

И не видят лодку, папу, Загибают пальцы на руке.
Леску, удочку, меня.

Рыбка, ты не уплывай,

Качают головой из стороны в сторону.

Моего червя хватай!

Держа «удочку» двумя руками, закидывают «крючок».
 

Рыба хлопнула хвостом

Хлопают один раз в ладоши.

И к себе уплыла в дом

Разворачиваются и идут по помещению,

плавно покачивая опущенными руками.

Водяной: Вот спасибо ребятки, хорошо размялся. А хотите я вам раскрою один секрет, от чего рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?

(Водяной приглашает детей подойти к столу на котором стоит емкость с водой и провести эксперимент “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?”) Предлагаю бросить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

Дети: Он опустился на дно.

Водяной: Затем бросить резиновый мяч и сказать, что произошло.

Дети: Он остался на поверхности воды.

Водяной: Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Воспитатель: А теперь Водяной, мы с ребятами предлагаем тебе поиграть в нашу любимую игру.

Дидактическая игра «Где живут рыбки? »

Цель: закрепить знания о пресноводных и морских обитателях.

Ход игры: На ковре два обруча, синий и голубой. Если рыба живёт в реке, кладём в голубой обруч, если в море, океане кладём в синий обруч. Дети берут муляжи рыб или картинки с изображением речных и морских рыб находят для них домик (раскладывают в обручи) Для усложнения задания можно добавить «кита», «моржа», «лягушку», «утку» и др.

Воспитатель: Водяной, какие необычные картины украшают твоё речное царство!

Водяной: Что же в них необычного? Это я сам нарисовал.

Воспитатель: Ребята, подскажите Водяному, что не так с его картинами

Ответ детей: Водяной перепутал части тела рыб.

Водяной: Ой, и правда, я всё перепутал, видно зрение подводит, очки пора носить. Как же это исправить?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Водяному, приведём в порядок его картины.

Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель: закрепить знания частей тела рыб обитателей реки Бикин.

Ход игры: Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такой прекрасной рыбе может грозить опасность, и виновны в этом, как правило, очень злые люди, которые ставят сети и вылавливают её очень много. Таких людей называют браконьеры, а ведут с ними борьбу инспекторы рыбоохраны.

А знаете ли вы, что ещё может навредить рыбе?

Ответ детей: Грязная вода.

Воспитатель: Верно, воду отравляют своими выбросами фабрики и заводы, а ведь рыба может жить только в чистой воде. За качеством воды в реках, озёрах и морях нашей страны следят экологи.

Природа занимает важное место в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет (солнце)

Воспитатель: Может ли человек и всё живое прожить без солнечного света и тепла?

Ответ детей: нет!

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы Природа жить не может (воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? нет!

Меня пьют ,меня льют.

Всем нужна я ,кто такая? (вода)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой (рыба)

ребята, только от нас от людей зависит, будет ли чистая вода в реках, морях, океанах и сохранены их обитатели, будет ли чистый воздух, будут ли сохранены леса, животные, ведь от этого зависит не только красота природы, но и вся наша жизнь.

Воспитатель: Ну вот и пришла пора нам попрощаться с прекрасной рекой Бикин и нашим другом Водяным .Предлагаю пройти в батискаф, занять свои места .

Дети садятся на стульчики и «возвращаются в детский сад»

Воспитатель: - Ребята, где мы с вами побывали

Ответ детей: В подводном мире реки Бикин.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали много нового и поучительного и закончим мы наше путешествие замечательным стихотворением :

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Борис Константинович Шибнев

«Живой Бикин. Неравнодушные записки»

Многое изменилось в бассейне реки Бикин за последние годы. Гораздо меньше стало рыбы в ее течении, гораздо больше по берегам просек от рубок леса как санкционированных, так и нелегальных. Это больно видеть и сознавать, что уникальную реку и ее природу мы можем безвозвратно потерять… Понять взаимосвязь между разными видами животного и растительного мира; увидеть многообразие природы, тонкую и хрупкую нить, соединяющую все живое в единую цепочку жизни, поможет эта книга любознательным, станет учебным пособием для учителей школ, да и рыбакам пригодится. По просьбе ее автора, Б.К. Шибнева, здесь объединены два очерка: историко-географический, о рыбах бассейна реки Бикин. Лишь в некоторых местах информация в них повторяется, но мы сочли необходимым сохранить стилистику автора. Кто он — Борис Константинович Шибнев? Учитель, исследователь, краевед и ученый, а также очень добрый человек. Приехав перед Великой Отечественной войной в Приморье из Ярославской области, он душой прикипел к бассейну реки Бикин и всю свою жизнь посвятил его защите и изучению природы этой неповторимой реки. Создал Музей Охраны Природы в с. Верхний Перевал, единственный в своем роде.

Заготовки и сплав леса привели к обеднению тайги зверем, а реки — рыбой. Настала пора не только думать о том, как сохранить уцелевшие ценности окружающей нас природы, но как и возрождать уникальный мир бассейна реки Бикин.

Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).


Дата добавления: 18.07.2019
Просмотров: 23
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Телефон доверия
Закон
Статистика
Статистика

Сейчас на сайте: users online

Яндекс.Метрика