+7
692001, пгт Лучегорск,
1-ый микрорайон 10

"Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения"


Главная » Каталог статей » Раздел муз. руководителя

Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.

Музыкально-логопедические занятия по коррекции звукопроизношения необходимо строить поэтапно.

Одним из начальных приемов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и четко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо четкой ритмизации, музыка имеет еще разнообразную эмоциональную окраску, что также влияет па тонус выполнения движений: веселая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная — делает движения плавными и неторопливыми. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и четкой фразировкой.

Приведем в качестве примера комплекс музыкально-логопедических упражнений, которые могут быть использованы для постановки и автоматизации звуков [р] и [л].

Упражнение «Улыбка»

Музыкальный материал: песня «Улыбка», музыка В. Шаинского.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1-4 такты: «улыбка» — губы улыбаются, слегка обнажая зубы.

5-8 такты: «забор» — улыбнуться, показав сомкнутые зубы.

9-12 такты; «трубочка» — вытянуть губы вперед.

13-16 такты: «орешек» — узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щеку.

17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлепывая его губами 5—6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.

25-28 такты: «грибок» — рот открыт, прижать широкий язык к небу.

28-32 такты: «лошадка» — рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

У детей с речевыми нарушениями одной из специфических проблем, обусловленных дефектом, является недостаточный контроль над дифференциацией дыхания и его продолжительностью, поэтому па занятиях необходимо проводить специальные дыхательные упражнения.

У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков — свистящих, шипящих и особенно [р] — необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем, на его основе, речевого дыхания.

Упражнение «Попутный ветер»

Музыкальный материал: вальс И. Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Оборудование: пособия для поддувания(бумажные кораблики)

Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.

На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с каким-либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать звуки друг от друга и дают возможность их обыгрывать.

Упражнение « Самолеты»

Музыкальный материал: «Вальс» А. Жилина.

Цель: автоматизация сонорных звуков [р] и [л].

Выполнение:

1-8 такты: дети изображают самолеты и «разогревают моторы». При этом стоят на месте, произнося звук [р].

1-8 такты ( повторение): дети « заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося [р].

9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося[л].

9-16 такты(повторение): дети разворачиваются и бегут в противоположенном направлении, произнося [л].

С окончанием музыки « полет» заканчивается.

После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в словах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребенка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение.

« Заяц Егорка» ( движение-представление).

Цель: автоматизация [р] в ходе пения потешки « Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Свалился в озерко (покачать головой, держась за голову руками)

Бегите под горку, ( шаг влево, хлопок)

Спасайте Егорку! ( шаг вправо, хлопок)

Звери прибегали, ( два шага вперед)

В озеро ныряли, ( сесть на корточки)

Тащили Егорку ( изображают тянущие движения, постепенно вставая)

Из речки на горку! ( сделать два шаг назад, делая тянущие движения).

Таким образом, использование музыки на логопедических занятиях позволяет создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развивать творческие способности детей.


Дата добавления: 21.09.2020
Просмотров: 73
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Телефон доверия
Закон
Статистика
Статистика

Сейчас на сайте: users online

Яндекс.Метрика