+7
692001, пгт Лучегорск,
1-ый микрорайон 10

"Как научит ребенка трудиться?"


Главная » Каталог статей » Советы и рекомендации родителям

По мнению психологов, основная ошибка многих родителей заключается именно в том, что спохватываются они гораздо позже, чем стоит. Приучать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. «В раннем возрасте малышу хочется все узнать и попробовать, но родители обычно его ограждают, мол, отойди, не трогай, не бери. Им проще сделать все самим — так быстрее и надежнее. Но запретами они уже отбивают у ребенка желание помогать. Естественно, малыш не сможет хорошо вымыть пол или приготовить ужин, но, если родители разрешат ему самому поставить на стол тарелки, убрать игрушки, почистить яйцо и прочее, ребенок будет рад и горд, ведь он делает, как мама и папа, даже если чадо перепачкает все вокруг, его надо не ругать, а похвалить. Главное — не высмеивать помощь!

Шаг второй: Играем

«У нас на даче огромный сад: цветы, кусты ягод. За всем этим нужен тщательный уход. Не скажу, что сама бы не справилась. Но сам факт, что, пока мы работам в саду, 10-летняя дочка валяется на шезлонге и никак не участвует в семейных делах, мне не нравился. Но боялась, что, если начну заставлять, привью ей ненависть к саду на всю жизнь. Поэтому мы с сестрой устроили «соревнования». Посадили каждая свою клумбу новых цветов, предложили присоединиться и Катерине. Растения были необычными, дочке стало любопытно, что получится. А потом уже проснулся и интерес — у кого получится лучше: она с заметным рвением поливала и пропалывала свои цветы. Мы, конечно, дали ей выиграть. Постепенно она привыкла и к другим дачным делам.

Игра — отличный способ воспитать трудолюбие. «Приучать к делам, которые ребенку не интересны, следует в игровой форме, например: «Давай я соберу всех зайцев, а ты кукол, посмотрим, у кого получится быстрее». «Можно покупать детям игрушечные пылесосы, стиральные машинки, утюги и другие предметы домашнего быта или мастерить их самим. А делая что-то по дому вместе, например, развешивая белье, заодно придумывать веселые истории про кастрюльки и чашки, молотки и гвозди», — советует детский психолог Наталья Селиверстова.

Шаг третий: Доверяем

Правда, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в три года, в более сознательном возрасте может легко испариться. Одно дело — что-то неизвестное, а другое — уже знакомое и понятное. Вот почему нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка. И обязательно подчеркивать важность доверенных ему дел. «Классический пример приучения ребенка к труду — поручить ему ухаживать за комнатными цветами или животными в доме. Нужно рассказать и объяснить, как для всего живого необходимы чистый воздух, уход, кормление и забота. Обязательно добавьте, что он уже достаточно взрослый и может быть хорошим помощником, поэтому ему дают серьезное поручение — ухаживать за растениями. Первые несколько раз необходимо сделать все вместе, чтобы малыш запомнил, как правильно, и поначалу помогать ребенку и напоминать об обязанности, тогда со временем она войдет в привычку. А еще полезно при ребенке рассказывать другим членам семьи, что у сына (или дочки) тоже есть свое важное дело, и хвалить, что он с ним справляется. Главное — не забывать это делать, —Ощущение, что им доверяют, а не заставляют, очень вдохновляет всех детей!

Шаг четвертый: Формулируем

От того, как взрослые просят или предлагают что-то сделать по дому, действительно зависит многое. Например, никогда не стоит ждать, что ребенок сам догадается о том, что нужно помочь. Ведь мы сами помогаем пожилым (или уступаем место беременной женщине в транспорте) не от острой внутренней потребности, а потому что однажды нам самим объяснили, как это важно. Иной раз родители только намекают на необходимость помощи, но отпрыск их просто не понимает, потому что еще не научился читать между строк. Детям это вообще не свойственно! И вот взрослые, не дождавшись нужной реакции на намеки, начинают ругаться… Итог — обида и полное непонимание. «Гораздо правильнее использовать прямые коммуникации — твердо и прямо говорить, что ребенку нужно сделать, конечно, не приказным, а дружелюбным спокойным голосом, в виде просьбы», —Очень важно не повышать голос, когда ребенок учится что-то делать и впервые ошибается. От крика малыш пугается, и в его мозгу прочно закрепляется ассоциация: это дело — плохое, неприятное. Объясняя, как застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует все время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу». Тогда первые шаги в труде у ребенка будут связаны исключительно с приятны- ми воспоминаниями и освоенные дела не будут вызывать отторжения.  А в случае капризов опытный воспитатель советует использовать компромиссные формулировки. Например, если ребенок вдруг заявляет, что он не будет убираться, вместо того чтобы жестко заявить: «А я сказала — будешь!» — как бы, не замечая отказа, уточнить: «Ты протрешь пыль или помоешь пол?» Тогда у ребенка будет формироваться установка, что просто отказаться от совместной работы по дому нельзя, но зато есть выбор, предоставляемый ему взрослыми. Это не позволит появиться ощущению, будто его насильно заставляют, буквально наказывая работой за неясную провинность.

Шаг пятый: Хвалим

Еще один важный момент — правильно выстроенная система поощрений. Не мороженое в обмен на вычищенные ботинки и не новые кроссовки за неделю дежурства на кухне. Ребенок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, дабы быть полезным своим близким. «По моему опыту, крайне важно, чтобы дети чувствовали гордость за свои дела. Когда же они делают что-то за материальную награду, все равно выполняют поручение через силу, лишь мечтая о подарке. А когда получают за сделанное дело искреннюю благодарность и восхищение, тогда испытывают удовольствие от самого процесса и стремятся помогать снова и снова. С другой стороны, любить все сферы домашних дел невозможно. Ведь и мы, взрослые, предпочитаем каждый свое: кому-то нравится гладить, а кому-то — убираться. Поэтому я всегда стараюсь подмечать, что у детей хорошо получается, и за это хвалить особенно. Малыши испытывают гордость за свой труд! Правда, есть нюанс. Делать исключительно то, что нравится, тоже невозможно. Поэтому, если вижу, что ребенок для какого-то дела прилагает неимоверные усилия, но оно ему при этом не нравится, тогда обязательно подбадриваю в процессе, хвалю. И он снова полон достоинства: «Я ответственный, значит, взрослый, на меня можно положиться!» . Главное — уметь правильно хвалить, не отделываясь простым «молодец», брошенным на ходу. Лучше всего сказать что-то в духе: «Какой ты у меня хороший помощник, самый лучший, я без тебя ни за что бы не справилась! Спасибо тебе большое!» Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать свои обязанности. И еще крайне важно приучать ребенка и самому говорить людям в ответ на «спасибо» слово «пожалуйста» или «на здоровье».

Обсуждение в соцсети

А ваши дети участвуют в ведении домашнего хозяйства?

• «И сын, и дочь участвуют. Вова, 6 лет, регулярно заправляет свою, и иногда мою, кровать. При необходимости выносит мусор и ходит в магазин со списком. Еще помогает мне чистить к салатам яйца, вареную картошку, морковь. Поначалу, конечно, делал все с большим энтузиазмом, сейчас уже без него, но делает, ибо жизнь (и мать) сурова: кто не работает, тот не ест. Дочке два года, ее могу попросить: «Собери все бумажки с пола и выброси». А еще она созывает всех трапезничать, да так громко, что я удивляюсь, как соседи не приходят». Елена, Омск

• «Сын, 1,5 года, подметает и выключает газ, когда чайник свистит!» Дмитрий, Москва

• «Феде 6 лет, с трех — моет посуду. Еще помогает нести сумку из магазина — при этом чувствует себя настоящим мужчиной и всегда уступает мне место в метро. Еще моет полы, готовит салаты. Но самое главное: мы живем вдвоем, и сын считает, что таким образом заботится об мне и проявляет любовь». Елена, Москва

• «Обычно дети в возрасте 1−2 лет хотят помогать родителям, здесь главное — не упустить момент и ни в коем случае не критиковать. Наша Аля уже умеет вытирать пыль, любит пылесосить». Екатерина, Москва

• «Моему сыну 3 года, всюду рвется помогать. Делает печенье, подметает, разгружает стиральную машинку, убирает за собой игрушки». Ирина, Лондон


Дата добавления: 21.09.2020
Просмотров: 67
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Телефон доверия
Закон
Статистика
Статистика

Сейчас на сайте: users online

Яндекс.Метрика